Конечный итог создания бонсаи – дерево, реже – кустарник. Травы, папортники, похожие на бонсай являются разновидностью этого искусства и могут быть дополнением дерева, создавая законченную картину.
Но что такое «дерево»? Это понятие более обобщенное в отличие от понятий «мох», «травы», «папортники», которые охватывают определенный род растений. Для нас понятие «дерево» обычно означает одревесневевшее растение с сильным стволом, который несет крону. Этот ствол сильно разветвляется, причем на определенном расстоянии от земли. Формы и сила ствола, так же, как и ветвей, сильно различаются.
Кусты и кустарники отличаются более низким ростом. Ствол отсутствует, точнее разветвление происходит сразу же над почвой. Разумеется, границы между кустом и деревом часто бывают стерты. Есть высокие кусты и низкие деревья. Дерево со множеством побегов от ствола может выглядеть как куст. Часто решающее значение имеет местность и климатические условия, в которых произрастает растение. Особенно сложно провести границу, когда мы имеем дело с карликовыми или садовыми формами, или с растением, сформированным в результате обрезки. Примером является боярышник, который часто растет в виде куста, хотя является деревом.
Каждый вид деревьев имеет характерные особенности. Это – форма кроны, расположение ветвей и побегов, внешний вид коры, почек, листьев, цветков. Все эти признаки наследственно обусловлены. Дерево, как и все живые существа, несет в себе специально организованную структуру клеток и тканей, которые определяют типичный для каждого вида сценарий развития.
Однако, все разнообразные способы роста можно объединить в две типичные формы: навесообразный и верхушечный. Первый характерен, почти исключительно, для тропических и субтропических видов. Представляет собой высокий одревесневевший ствол с плотной метелкой листьев на самом верху. Корешки листьев, как правило, отходят непосредственно от ствола. Так растут пальмы, драцены, древовидные папортники. Эти деревья обычно не используются в культуре бонсаи.
Деревья, о который идет речь в этой книге, относятся к «верхушечным». Они образуют богатое разветвление – крону, которая бывает настолько типична для разных видов, что их бывает можно узнать только по форме кроны.
Крона может иметь различную формы. При конусовидной кроне ветви отходят от ствола равномерно до самой верхушки, уменьшаясь кверху. Это, почти исключительно, хвойные виды – ель, пихта, кипарис. Такую крону также могут образовывать некоторые лиственные виды – конский каштан, бук, вяз, дуб (по крайней мере, в молодости).
Плоская крона (в оригинале - Schirmform – форма экрана, ширмы; прим. Перев.) – ствол делиться более или менее далеко от земли на немногие, часто равноценные разветвления (проводниковые или каркасные). Они образуют более или менее плоскую, широкую крону. Разумеется, форма кроны сильно варьирует. Может быть шаровидная, яйцевидная, конусовидная крона и др.
Между этими формами много переходных вариантов. Так, например, многие хвойные (сосна, кедр, кипарис) растут в молодости как конусообразные (пирамидальные), но с возрастом крона «открывается» и превращается а плоскую шаровидную или овальную. Сосна и кедр образуют шаровидные кроны.
Широкораскидистые кроны образуют свободностоящие лиственницы. Ели сохраняют конусовидную крону до старости, в то время как пихты образуют слегка сглаженные, «гнездовидные» кроны.
Лиственные деревьятакже имеют возрастные варианты форм. Так, дуб образует обычно значительный основной ствол, который разветвляется от самых корней до верхушки. Только лет через 20 определится, какие ветви будут основными. Преимущество имеют ветви, которые получают больше света. Крона закругляется и сохраняет такую форму.
Уже говорилось, что форма дерева наследственно обусловлена. Но все же окончательная форма дерева – не константа. Дерево может изменяться в зависимости от внешних условий. Например, при неблагоприятных климатических условиях могут возникать карликовые формы. Причем зачастую они едва похожи на своих собратьев. Хороший пример – горна сосна (Pinus mugo). В горах под воздействием неблагоприятных условий (короткий вегетационный период, повышенное УФ-излучение, снег) они образуют невысокие лежачие, изогнутые стволы, хотя на равнинах она растет как типичное дерево с хорошо выраженным стволом и овальной кроной.
Аналогично этому – одинокостоящее дерево развивается иначе, нежели его собрат, растущий в чаще леса.
Мы не можем рассмотреть все формы деревьев. Для искусства бонсай практичными оказались ряд форм, которые разработаны японскими мастерами и ориентированы, прежде всего, на природные формы. Эти формы описаны ниже. Разумеется, классические каноны не должны применяться шаблонно, они являются лишь направлением и руководством к действию.
Различные формы бонсаи можно разделить с точки зрения форма кроны, положения, вида и колическва стволов, формы роста ветвей или по композиции.
суббота, 2 января 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий